13.02.12

W2005 и след.2

Хрушкова

Три Христианские столицы: Рим, Константинополь, Иерусалим.

Большая часть сегодня – вводная

в университетах вроде Стенфордского

Если представить как курс лес (мой курс – это берёзка), то почва для этого дерева.

Моя специализация – между археологией и историей искусства.

Есть обязательный курс исторической географии и археологии.

Всё на пересечении истор.врем. и пространства.

Рим и Новый Рим – столицы.

Иерусалим – неформальная столица, это столица в воображении людей.

Рим погиб в 395. (некоторые называют конец 5 века).

Константинополь – Новый Рим – 395 – 28-29 мая 1453 г., когда Турки.

Иерусалим – это символ. Не столица гос-ва.

С какой систематикой гуманитарных дисциплин связан курс.

Есть дисциплина «христианская археология», это западный термин.

Родился давно, как научная дисциплина – в середине 19в.

Дело в содержании, которое вклад. в термин.

Некоторые считают, что первым археологом – Августа Елена, мать Константина.

326-327 г. – совершила паломническое путешествие в Палестину и выступила, ну, как археолог.

Это год Миланского эдикта – юбилей, был принят в 313 г. Император Константин – эдикт о толерантном отношении к христианам.

Цель Елены была отыскать материальные подтверждения. Это легенда, принятая церковной традицией. Соотношение легендарной и исторической в пзитивистском смысле этого слова.

Но – начиная с 4 места большое кол-во людей верит в ЭТО место учекновения главы апостола Павла.

Или он был там похоронен, или люди в это верили. И

Св.Елена верила, что это исторический факт.

Прошло достаточное кол-во времени. Она сделала то же, что Пушкин. Она опрашивала людей. Традиция всегда сводилась к тому, что христиане почетали – отметили – то или иное место. Её деятельность была целенаправленной. Она нашла остатки крестов и провела экспертизу. Остатки креста Христа оказались чудотворными, она нашла несколько гвоздей

Об этом написано у Евсевия Кесарийского, епископа Кесари.

Были Кессария Маритима и Каппадокийская.

Каппадокия (Маритимская) была центром области, главнее Иерусалима. Это мы знаем от Евсевия.

Она была и топографом, провела большую работу.

Частицу Древа она привезла в Рим. 1 гвоздь – Константину, он его в щит. 1 – или в колонну Константина, или в часовне рядом.

Что она сочла Голгофой и пещерой воскресения – там огромный архитектурный комплекс. Церковь – всегда святынями.

Формирование христиан.археол. – в сер. – 3 четверти 19 в. – эпоха формирования современных гуманитарных дисциплин. Археология как историческая наука – знание о древности – всякая история сначала назыв.археол. Позже – как изучение ВЕЩЕСТВЕННЫХ памятников.

Западная традиция, прежде всего Римская – в то время словом археология – и история искусства. В большей части зап.мира так и сохранилось. У нас – история отдельно, археология отдельно.

Это по немецкой системе у нас. Советская система – стабильная, малоподвижная. У нас – очень жёсткое разделение. Мы – в эпоху междисциплинарных исследований. Во второй половине – к концу 20 в. – должны быть пограничные, междисциплинарные зоны.

В 70-х – 80-х гг. 20 в. поняли, что нужно изучать не отдельные куски, а человека. Произошла гуманизация. Надо объединить усилия. Когда человек у нас защищает диссертацию.

Тот диссертант, который избрал междисциплинарную – надо будет искать дополнительных оппонентов. Инициатива нашего ректората – в этом русле.

Наша сфера – как бы попадает под это колесо.

Экономич. базису по марксизму — _ (культурная?) надстройка.

Мы будем говорить о формировании христианского города.

Многие люди в Европе живут в городах, которые сформировались в языческой античности.

По марксистским понятиям над античной системой производства (на рабовлад.) должна быть языческая надстройка. Дальше – средневековье (экспл.как крепостного). Надстройка – христианство.

НО! Уже в 1 веке было христианство. Разве там был феодализм? Феодализм на Востоке – к постиконоборческому периоду.

Загрузка…

Тут прослойка.

Группа людей (в перв.оч. во Францию) – эта поздняя античность – какая-то особенная.

Постепенно изменение сознания влияет на материаль.вещи.

Хритианская археология сложилась, конечно, в Риме. В Риме – Римская церковь, это под её эгидой. Римская наука – внутри Рима – часто под эгидой Ватикана.

Французы подчёркивают.

Связано с осознанием того, что нужно изучать человека. Формируется новый – ещё античный человек. __ ? Уже

Анри Ирене Мару. 1 его работа – уже на рус. язык. Сконцентрировал внимание на формировании новой антропологии – новый человек. Фр. Интел. – всегда левая. В Зап. мире нет раздел. на ист., археол. Около него группа из разных специальностей. Его ученик – Ноэль Дюваль. Он выступил с инициативой – давайте изучать топографию города, потому что главное происходит в городе. Почему топография? 2 вещи – жизнь и смерть. Топография – та проблема, вещь, явление, которая связана с этим. В античном городе с законов 12 таблиц. – Город живых и город мёртвых – полис и некрополис. Отделены стеной. В античности – всегда так. Существовали отдельно. Вокруг этого – вся жизнь и вся смерть. Ноэ ? Дюваль издали серию книг по топографии поздней античности – раннего христианства Франции.

30 тонких тетрадок.

Дюваль создал ассоциацию поздней античности, стали издавать журнал. Носит международный характер, с серией фотографией и приложений.

Познюю античность нельзя растворить ни в античности, ни в Средних веках.

Мы говорим о терминах и сферах научного знания.

Там на Западе, в Риме, — ра

основоположник христ.археол. Джованни Баттисто де Росси – светский человек, придал научных характер. В Церкви очень принято почитать традицию. У де Росси хорошие отношения с Папами, он католик. Нужно писать правду на основании письменных источников. __? В Ватикане существовал Индекс Запрещённых книг. Ратцингер одно время возглавлял Конгрегацию Веры. ТТ_?

Луи Дюшен. НА русском языке мало литры. Есть православная энциклопедия (до И или К) и католическая – до буквы __. Про де Росси там писала Хрушкова.

ТТ Одну книгу Дюшена перевели на рус. Он написал книгу история ранней церкви. Он был катол. аббатом, но хорошо знал христианский Восток и греческий язык. Он написал Историю Древней Церкви. Его книгу включили в Индекс. Книгу изымали из библиотек. Он стал директором ?__. Короче в Рим, в Палаццо Фарнезе. Это История ранней церкви, очень хорошая книга.

На сайте есть программа курса с литрой. Дюшену – издание Liber Pontificaris – книга Пап.

Нигде в мире не сохранилось такого кол-ва древней живописи, как в Риме (катакомбы).

В России была другая конфигурация. Гманитарные науки. Связаны с состоянием общества, с идентичностью человека и членов общества.

В России – другая конфигурация соотношение Церкви, науки и гос-ва. В России наука была по преимуществу секулярная. В России Церковь никогда так не вмешивалась в дела науки. Церковь отделена от гос-ва – нигде нет графы «вероисповедание». В императорской России – было. Все главные научные силы – в Университетах. Москва, Петербург, Казань и – самая древняя –Киев – 4 духовных академий. Там церк.археол. так: её как правило литургик?. Полевых раскопок не вели.

Н.В.Покровский в Пет. – исключение. Исследование иконографии Евангелия.

Н.П.Кондаков.

Наша, наоборот на Восток – Византию. Каждый – своё.

Никодим Павлович Кондаков – основоположник истории Визант.искусства в России – но и на Западе. На Западе – дискуссии католиков, протестантов, им Византия была неинтересна. В Риме – благоприятные условия, а христианский Восток был занят турками. Условия, сохранность – в Константинополе, Сирии – и сравнить нельзя. Н.П. в молодости поехал в Рим. Темой диссертации – византийская миниатюра. Это верное решение. Ватиканская библиотека – огромным кол-вом византийских рукописей. Бежали от турков. Покупали их за копейки. Хорошо ещё в Венеции и в Петер.публич.библ.

Византийскую культуру они стали преподавать благодаря этой катастрофе.

Уже в 5 в. – Университет – аудиториум около св.Софии. Они зазубривали – античные тексты, не христианские. Язык 5 в. до Н.Э. – изучали до послед.дня своей цивилизации. Византийцы сохраняли классическую империю до конца. Византийцы, которые тогда приехали ГОВОРИЛИ на языке древних греков. Часть греков – в Венецию. Там под __ теперь палаццо.

Когда Н.П.

Библиотекарем обычно был кардинал – там был Жан Батист Петра – он был византинистом, инкогнито он совершил путешествие в Петербург – не как кардинал, а как византинист. Н.П. дали доступ ко всему. Цель Н.П. – установить периодизацию искусства. Он был первым. Иконы вот 10 раз записаны, фрески – тоже, реставраторы там ещё. Миниатюры – нетронуты. В рукописях часто есть дата. Палеография, почерки, тоже развивалась. Его работу перевели на фр. Один из его учеников – Айналов Д.В., Смирнов.

Ростовцев – тоже его ученик.

У нас также очень инт

В 80-х гг. 19 в. – Правосл. Палестинское Общество – для паломников. Архимандрит Антонин Капустин – глава русской духовной миссии. Покупал участки в ист. местах для раскопок. Но специалистов недоставало. Тогда была первая фаза – филологическая, тогда изучали источники. В конце 80-х гг. В Италии, в Ареццо – рукопись 12 в. – запись текста 80-х гг. 4 в. Рукопись «Паломницы ?. Обычно паломники – состоятельные и, значит, грамотные. Этерия – написала дневник. Посетить все места земной жизни Христа, но и ветхозаветный событий. Колодец ?Я Иакова, около него была встреча Христа и Самаритянки ?.

Главная цель – посетить такое-то место в праздничный день.

Она была очень образованной. Её издал нашедший Гаммурини. Мы быстро узнали, догадались как важно, наш Холодняк списал её и Помяловский издал. У нас высокий уровень классической филологии. И

Миистр просвещения Уваров, автор формулы «правосл. – самодерж. — народность». Он установил порядок рпосылать по оконч. Университета на Запад. Были стипендии. Учитывая специальное внимание к этому.

Очень хорошо в гимназиях – 2 классических и 2 новых – французский и немецкий. Помяловский – заведующий кафедры. Когда привезли в Петербург – он перевёл, дал подробнейший топо

Перегринация Эгирии в переводе и с комментариях, 100 страниц и ещё 400 комментария, на русском лучше не написано. Палестинский правславный сборник и Известия. Без Помяловского нам не обойтись.

А как дело с полевой археологией? Это труднее. Это очень дорого, это рабочие, обработка, архитекторы. В Стамбуле турки никогда не любили и не хотели, чтобы изучалась Византия.

Покопать почт невозможно.

Мы в 1894 г. создали Русский Археол. Институт в Константинополе. пруссаки, до которых древние Римляне в своё время не дошли, к слову, в 1827 г. основали Институт Археологической корреспонденции в Риме. Первые (они больше античностью) в Европе в 1827 г., потом переименован в Deutsche Archeologische Institut — лучшая библиотека в Европе. Французы соперничали. Во Франции всегда интересовались Византией. В 1847 г. – в Афинах – Эколь Франсез __. Отличная библиотека. Французы занимались классической и _. Французы тоже и в Риме потом школу (институт). Мы начиная с ?70-х – в Констатинополе. В 1894 ?г. всё таки основали – Русский Археол. Институт в Константинополе. Работал успешно. Директором – Ф.И. Успенский – византинист. Там не было археологов (!), но были искусствоведы. Смрнов, Шмидт. Успенский сам начал копать.

_____________________________________________________________________________

Введение в историю Церкви. Часть 1 Обзор источников по общей истории Церкви. В типографии МГУ продаётся книга. Раздел Хрушковой – 60 страниц. 11 страниц и даже цветных.

«Христианская, _ и Византийская археология».

Заставить читать нельзя. «Образование нужно людям немногим, лишь предрасположенным, да и им оно почти ничего не даёт».

7 страниц глоссария.

Кафедра истории Церкви – на 4 этаже,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *