Музейно-педагогические программы — научно-методическая основа продуктивного взаимодействия музея и системы образования

Читайте также:
  1. B.3.2 Модель системы менеджмента БТиОЗ
  2. Begin {начало основной программы} . . .
  3. Begin {начало основной программы} . . .
  4. I. 2. 1. Марксистско-ленинская философия — методологическая основа научной психологии
  5. II. Организация и программы Олимпийских игр.
  6. II. Основания и порядок выдачи ордера адвокату
  7. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Развитие музейно-образовательной деятельности на современ­ном этапе связано с переосмыслением содержания традиционных форм работы со зрителем и объединением их в рамках целостного музейно-педагогического процесса. Это делает необходимым созда­ние системы продуктивного взаимодействия музея и народного об­разования для формирования гармонической личности — эстетиче­ски развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни, смены концеп­ций и ментальности.

Музейно-педагогическая программа, объединяя два рассмот­ренных блока — «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в школе», — одновременно является также моделью реализации инновационной образовательной практики му­зея. Такая модель открывает возможность наиболее эффективного взаимодействия музея и школы, так как создает предпосылки для формирования музейно-педагогической образовательной области в рамках школьного учебно-педагогического процесса. Внутри этой области выделяются отдельные учебные предметы, рассчитанные на освоение их школьным учителем в сотрудничестве с образова­тельной службой современного музея и в контексте общих целей и содержания школьного образования.

Музейно-педагогические программы предполагают творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов. Они реша­ют целый комплекс задач — от формирования у учащихся навыков визуального мышления и межличностного общения до получения

знаний о специфике и истории изобразительного искусства и разви­тия способности его интерпретировать. Соответственно музей-но-педагогическая программа дает ребенку возможность приобрел сти следующие навыки и умения:

— развитого визуального мышления;

— интерпретации и оценки зрительных образов в условиях по­
стоянно возрастающего потока визуальной информации;

— изложения самостоятельных суждений;

— осмысления художественных достижений общества;

— творчески-активного отношения к окружающему миру.

Этот перечень навыков и умений доказывает, что педагогиче­ский процесс в музее строится по законам искусства и в его основе лежит педагогическая импровизация. Она позволяет обогатить но­вым содержанием такие традиционные формы образовательной деятельности, как лекции, экскурсии, дидактические выставки, се­минары, включить в образовательный процесс современные видео-и мультимедийные технологии.

Обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, музейно-педагогические программы являются основой моделирова­ния системы взаимодействия музея и системы образования. При этом разработка программы определяется:

— целью создания программы и ее задачами;

— адресом программы (на какую аудиторию она рассчитана);

— содержанием программы;

— формами, средствами и методическими приемами, предла­
гаемыми для реализации программы;

— сроками осуществления программы;

— результативностью и оценкой эффективности.

Только в этом случае программы, обеспечивая поэтапное и по­следовательное развитие личности, служат обоснованием иннова­ционной образовательной практики музея.

Рассмотрим две широко используемые в современной образова­тельной практике музейно-педагогические программы, которые име­ют серьезный теоретико-методологический фундамент и снабжены методическими рекомендациями для практической реализации.

§3. Музейно-педагогическая программа «Предметный мир культуры»

Программа ориентирована на познание и практику общения школьников и учителей в основном с музеями нехудожественного профиля. Разработанная авторской группой «Музей и образова-

ние» на базе Московского института развития образовательных систем (МИРОС), она предназначена для учащихся начальной школы и представляет собой московскую общегородскую програм­му, призванную обогащать программы начальной школы, усиливать наглядность обучения и развитие творческой активности учащихся1. Цель программы — сформировать отношение к музею не как к на­глядному пособию (иллюстрации) по определенным учебным дисци­плинам, а как к средству формирования ценностного, личност-но-окрашенного отношения к культурному наследию. Вводя в мир разнопрофильных музеев, авторы программы, не ставя задачу вос­питания у младших школьников музейной культуры, акцентируют их внимание на музее как на собрании запечатленной в предметах памяти, то есть речь идет о формировании исторического сознания.

Загрузка…

Этот акцент нашел свое отражение в структуре программы, ко­торая состоит из блока теоретических материалов (в них рассмат­риваются возможности партнерства музея и школы и методика про­ведения занятий), а также четырех тематических блоков: «Приро­да», «Город», «Дом», «Предмет рукотворный». Каждый из них включает разработки нескольких взаимосвязанных тем, по которым детям предлагается совершить заранее подготовленное в классе му­зейно-экскурсионное путешествие, заканчивающееся уроком, за­крепляющим полученные впечатления. Для организации и ведения учебного процесса в этом направлении учитель снабжается ком­плектом методических материалов и творческих заданий.

Ниже приводится краткая характеристика названных тематиче­ских блоков:

«Природа» обращает внимание городского школьника на при­родное окружение и прежде всего на животный мир. Программой предлагается два музейных путешествия: «С Киплингом по Зооло­гическому музею» и «Тайны загадок природы».

«Город» имеет «москвоведческую» направленность и нацелен на формирование интереса к родному городу. Содержательным материалом занятий являются богатейшие коллекции музеев Мо­сквы, позволяющие совершить такие путешествия: «Путешествие по древней Москве», «Прогулка по Кремлю», «Как жили москви­чи в древности» и др., а также обратить внимание детей на улицу, где стоит их собственный дом, и на расположенные неподалеку памятники.

1 Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для начальной школы / Группа «Музей и образование»: Макарова Н.Г., Медведева Е.Б., Минина СБ., Юхневич М.Ю. М.: МИРОС, 1994.

«Дом» знакомит с существованием и функциями «дома» на ма-териале мемориальных музеев, ставших средоточием культурной памяти о некогда живших в них великих людях. Тем не менее цель музейно-экскурсионных путешествий — не изучение их жизни творчества (они рассматриваются косвенно), а попытка на эмоцио-нальном уровне дать представление об эпохе XIX в., погрузить де-тей в атмосферу жизни ушедших поколений, познакомить с предме-тами исчезнувшего быта. Программой предлагаются путешествия дома-музеи писателей, где воедино связаны творчество и бытие, а] каждый предмет является музейной ценностью.

«Предмет рукотворный» посвящен формированию у ребенка уважения к труду того, кто создал предмет, интереса к эволюции] знакомых предметов и их истории. В рамках музейно-экскурсион-ных путешествий этого блока дети знакомятся с двумя видами пред- i метов, которые созданы человеком, — техническими изобретения- ми (телефон, космические приборы и т. д.) и предметами, относя­щимися к миру искусства (балетная туфелька, произведения народ­ных промыслов).

Тем самым программа «Предметный мир культуры» на иннова­ционном уровне развивает идеи, заложенные в концепции «музей­ного всеобуча», и ставит задачу развития исторического сознания и ценностного отношения к культурному наследию через приобщение к музейному предмету. Учителю, благодаря обширным методиче­ским приложениям, предоставляется большая свобода при исполь­зовании предложенного материала в среде образовательного учре­ждения. Однако, рожденная в условиях образовательного учрежде­ния, она лишена органической связи с музейной средой. Отсюда не­сколько завышенный и априорный уровень ориентации более на предполагаемое, чем на реальное взаимодействие учителя и музей­ных сотрудников. Программа не предлагает механизмов формиро­вания такого взаимодействия, что и не позволило ей выйти на ши­рокий простор практической реализации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *