ГЛОССАРИЙ

Абсолютизм– форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть. При абсолютизме феодальное государство достигло наивысшей степени централизации, были созданы разветвлённый бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция.

Анархизм – общественно-политическое движение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Отвергает политическую борьбу рабочего класса, диктатуру пролетариата, политические партии. Главными идеологами были М.Штирнер, М.Прудон, М.Бакунин, П.Кропоткин. Находились в постоянной оппозиции к марксизму.

Аракчеевщина – политика реакции и деспотизма, проводившаяся Аракчеевым Александром Андреевичем (1769 – 1834 гг.). С 1810 г. — председатель военного департамента Государственного совета, в 1815 — 1825 гг. — фактический руководитель государства, организатор и главный начальник военных поселений. Характерные черты аракчеевщины: планомерное и беспощадное проведение крепостнической реакции, насаждение шпионства, преследование вольномыслия, цензурные притеснения печати, мелочная формалистика, расправа с протестующими. Многократно подавлялись крестьянские выступления. Яркое проявление аракчеевщины — устройство военных поселений. Это особая форма комплектования и содержания армии, при которой солдаты соединяли военную службу и крестьянскую работу на земле.

Буржуазия – господствующий класс капиталистического общества, собственник средств производства, эксплуатирующий наемный труд. В России о буржуазии можно говорить применительно к XIX в.

Бюрократия – (букв. — господство канцелярии) специфическая форма организации в обществе. Её главные признаки: зависимость чиновников от правителей, существование строгой иерархии, учреждений и должностных лиц, которые руководствуются в своей деятельности уставами и регламентами, унификация структуры штатов учреждений и обязанностей должностных лиц, углубление разделения труда в управленческом аппарате.

Военные поселения – особая организация вооруженных сил, при которой строевая служба совмещалась с ведением хозяйства. Существовали в России с 1810 по 1857 гг., были созданы с целью сокращения военных расходов. Вольные хлебопашцы – крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости с землёй по взаимной договорённости с помещиком по указу 1803 г.

Восточный вопрос – обозначение международных противоречий в XVI — нач. XX вв., связанных с распадом Османской империи, ширившимся национально-освободительным движением и борьбой европейских великих держав за раздел ее владений. Для России Восточный вопрос состоял из трех частей: 1) Отношения ее с Турцией и европейскими державами по поводу турецкого господства на Балканах. 2) Сохранение интересов России в районах соприкосновения с Турцией. 3) Поддержка национальных и религиозных движений нетурецких народов Османской империи. Лозаннский мирный договор 1923 г. между Турцией и странами Антанты юридически ликвидировал Восточный вопрос.

Временнообязанные крестьяне – категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости положениями 19 февр. 1861 г., но не переведённых на выкуп. За пользование землёй несли барщину или оброк (повинности). С 1 янв. 1883 г. все наделы подлежали обязательному выкупу.

Всероссийский рынок – устойчивые торгово-экономические связи между отдельными областями государства. Зарождение относится к XVII в. В России при простом товарном производстве через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к обмену и структуре общественных потребностей. Окончательно сложился во 2-й пол. XIX в.

Гвардия – отборная привилегированная часть войск; в России первые гвардейские полки — Преображенский Семёновский — были созданы Петром I в 1690 г.

Государственная Дума – представительное законодательное учреждение в России, формируемое путём выборов. Идея её создания принадлежала М.Сперанскому и рассматривалась как нижняя палата российского парламента.

Загрузка…

Декабризм – общественно-политическое движение кругов «дворянской образованной молодёжи» (В.Ключевский) первой трети XIX в. Из 121 человека, судимого по делу 14 декабря 1825 г., большинство было в возрасте до 30 лет, и лишь 12 — до 34. Большинство декабристов училось в кадетских корпусах, которые были «рассадниками общего либерального образования». Отличительную особенность декабристов от поколения их отцов В.Ключевский охарактеризовал так: “Отцы не знали этой действительности и игнорировали её,… дети продолжали не знать её, но перестали игнорировать…Весёлая космополитическая сентиментальность отцов превратилась теперь в детях в патриотическую скорбь. Отцы были русскими, которым страстно хотелось стать французами; сыновья были по воспитанию французы, которым страстно хотелось стать русскими”. Движение декабристов заняло особое место в развитии освободительного процесса в России. Характерные черты декабристского образа мыслей: просвещенческая ценностная ориентация, свободомыслие, народный суверенитет, освобождение личности, гражданские свободы. Организационные формы декабризма: в 1816-1821 гг. — «Союз спасения», «Союз благоденствия», с 1821 г. — «Южное общество», «Северное общество». Альтернативы русской истории первой четверти XIX в. — правительственная и общественная — отражены и в многоплановости движения декабристов. Перспективы развития страны были изложены в «Конституции» Никиты Муравьёва и «Русской правде» Павла Пестеля.

Западничество – направление русской общественной мысли сер. XIX в. Западное влияние на Россию начинается в сер. XVII в. Во времена Петра I уже можно говорить о прозападнически настроенных людях. Как течение русской мысли оформляется в сер. XIX в. Основные черты: 1. Выступают за развитие России по западноевропейскому пути; 2. В самодержавии видят и притеснительную силу, и «петровский» элемент как фактор дальнейшего сближения с Европой на основе безусловного признания общечеловеческих начал права, науки и личности; 3. Поклонение Петру оборачивалось признанием благотворности насилия; 4. Критика крепостничества и теории «официальной народности». Западничество представляли П.В. Анненков, В.П.Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, А.И. Герцен. Органы: «Отечественные записки», «Современник», «Русский вестник». С конца 40-х гг. XIX в. разошлись с революционными демократами — Герценом, Огарёвым, Белинским. После 1861 г. вместе со славянофилами были в лагере либерализма.

Земство (земские учреждения)– выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы). В России введены Земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, местным самоуправлением.

Кадетские корпуса – в 1732 — 1917 гг. закрытые средние военно-учебные заведения для детей офицеров. Предназначались для подготовки к гражданской и военной службе.

Казачество– военное сословие в дореволюционной России в XVIII — нач. XX вв. В XVI-XVII вв. казаки — вольные люди, не облагавшиеся налогами, нёсшие военную службу в пограничных регионах. Казачество принимало активное участие в народных восстаниях на Украине в XVI-XVII вв., крестьянских войнах в России в XVII-XVIII вв. Казаки участвовали во всех войнах России XVII-XX вв. В начале XX в. существовали Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское казачьи войска.

Консерватизм – направление общественной мысли, оформившееся к сер. XIX в., ориентированное на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицания изменений, реформ. Почти всегда сопровождался углублённой религиозностью. В правление Николая I получил оформление в теории «официальной народности» — «самодержавие, православие, народность». В период подготовки «великих реформ» Александра II был представлен рядом чиновников и общественных деятелей — проекты по крестьянской реформе М.П. Погодина, П.А. Валуева,
М.П. Позена. К началу XX в. консерватизм нашёл отражение в ряде монархических партий.

Конституция Царства Польского (1815 г.). По решению Венского конгресса часть герцогства Варшавского отошла к России и получила название Царства Польского. По настоянию Александра I Венский конгресс принял постановление, по которому государства, получившие часть Польши, обязаны были дать им конституционное устройство. В силу этого была выработана Конституция, которую в 1815 г. Александр I утвердил. В 1818 г. по конституции был открыт первый сейм, которому принадлежала законодательная власть. Наместником был брат царя, Константин. Таким образом, завоёванная страна получила учреждения более свободные, чем страна-завоевательница.

Крестьянская реформа 1861 г. была вызвана объективной социально-экономической потребностью (снижение с/х производства, ухудшение состояния помещичьего и крестьянского хозяйства и положения крестьян). В 50-е годы на долю крестьян приходилось 78,1% посевов, а доля товарного зерна, производимого ими — 50%. Развитие деревни тормозила община. 3 января 1857 г. был создан Секретный комитет во главе с императором. Большую личную роль в подготовке реформы сыграли как сам Александр II, так и его брат — великий князь Константин Николаевич, тётка великого князя — Елена Павловна, министр внутренних дел С.С.Ланской. Для составления общего проекта были организованы Редакционные комиссии во главе с Я.Ростовцевым. Комитеты по подготовке реформы были учреждены в каждой губернии. Общество по отношению к подготовке (а затем проведению) распалось на три лагеря:

1. Консервативный — основная масса за сохранение всего в старом виде; признавали неизбежность реформы, максимум — личная свобода и усадьба за выкуп — М.П.Погодин, министр внутренних дел П.А.Валуев, полтавский помещик М.П.Позен.

2. Либеральный — в 1855 г. появилась «Записка об освобождении крестьян в России» К.Д.Кавелина. Видную роль сыграли также известные помещики-славянофилы А.И.Кошелев, Ю.Ф.Самарин. Предлагалось: предоставить личную свободу и освобождение крестьян с землёй; отделение крестьянского хозяйства от помещичьего и превращение крестьян в свободных мелких производителей; помещики перестраивают своё хозяйства на наёмном труде.

3. Революционно-демократический (А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский). Цель — добиваться наиболее благоприятных для крестьян условий ликвидации крепостничества, имея ввиду, что освобождение крестьян с землёй — минимум.

В основе своей реформа была проведена по либеральной программе. Крестьяне получили личную свободу с землёй с правом её выкупа в собственность при финансовой поддержке правительства. 22,5 млн. крестьян стали свободными.

Лавра– название крупных мужских православных монастырей, подчинённых непосредственно патриарху. К 1917 г. имелись: Киево-Печерская лавра (с 1598 г.), Троице-Сергиева (с 1744 г.), Александро-Невская (с 1797 г.), Почаево-Успенская (с 1833 г.) лавры.

Либерализм – как течение общественной мысли и общественное движение появляется на Западе в начальный период развития капитализма. Носителем либеральных идей на Западе становится буржуазия. Таким образом, либерализм — это буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. Либерализм — это идеология, отстаивающая индивидуальную свободу человека и исходящая из того, что государство должно как можно меньше вмешиваться в личную жизнь гражданина. В России либерализм, как идеология, возник в период кризиса феодально-крепостнического строя в нач. XIX в., как общественно-политическое течение оформился в сер. XIX в., организационно — в виде политических партий (конституционные демократы) — в годы первой русской революции. В силу своеобразия российских условий либерализм в России приобрёл особенности:

1. В Западной Европе носителем либеральной идеи была буржуазия, в России — интеллигенция. В России зарождающаяся торговая буржуазия (купцы) не допускались в либеральные круги.

2. В течении XIX в. полем битв для либералов были страницы журналов и газет. Политических партий нет.

3. Российский либерализм играл значительную роль в общественном сознании, но никогда не был решающей силой в политической борьбе. Либерализм был на периферии политической борьбы.

4. Конгломерат стремлений к свободе, путаных экономических воззрений — от призывов пойти на выучку к капитализму до надежд на особый путь развития России, минуя капитализм.

5. Повышенное внимание к аграрному вопросу.

6. Склонность возлагать на государство решение экономических вопросов.

7. Настороженное отношение к частному предпринимательству.

Основные черты либерализма в России: нравственные основы политической деятельности; высокоразвитое правосознание; философия эволюционизма; этика компромисса; опыт гражданского подвижничества на общественном или государственном поприще; вольная русская печать.

Мануфактура– (от лат. сл. — рука и изготовление) капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике, в России существовала со второй пол. XVII в.

Масонство – в России появилось под влиянием западной моды в 30-е гг. XVIII в. Характеризовалось отсутствием национальной окраски и признаков общественных потребностей, стремлением связать масонские идеалы с преобразовательной деятельностью Петра I. В 1740-е гг. начинается вовлечение в ложи русской знати (И.П.Елагин, Р.Воронцов), деятелей просвещения (А.П.Сумароков). В царствование Екатерины II возникает «нарвственное масонство», выступившее как форма борьбы со «злонравьем»; занималось, в основном, религиозно-нарвственным воспитанием. В 80-90-е гг. XVIII в. возникает «научное масонство», которое было связано с приобщением к «сокровенным» наукам, благотворительностью. В Москве была основана ложа «Гармония» (Н.Трубецкой, Н.Новиков, М.Херасков и др.). В 1782 г. последовал указ Екатерины II о запрещении тайных обществ, однако в XIX в. масонство еще шире распространилось в России.

Меркантилизм, политика меркантилизма – (от слова торговать) экономическая политика периода раннего капитализма, выражавшаяся в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь. В России начинается при Алексее Михайловиче, активно проводится Петром I.

Налоги прямые – налоги, которыми облагаются доходы и имущество.

Налоги косвенные – налоги преимущественно на предметы массового потребления, а также на услуги. Включаются в цену товаров и услуг (например, налог на соль при Алексее Михайловиче).

«Народная воля» – наиболее крупная и значительная народническая организация (1879 г., Петербург). Программа: уничтожение самодержавия, созыв Учредительного собрания, демократические свободы, передача земли крестьянам. Во главе стоял Исполнительный комитет (А.И.Желябов, А.Д.Михайлов, С.Л.Перовская и др.). В 1879-1883 гг. — отделения в 50 городах, насчитывала около 500 человек, несколько тысяч участников движения. Основная деятельность — пропаганда, террор (8 покушений на Александра II). С 1881 г. — кризис, попытки возродить в 80-е гг. неудачны.

Народничество – идеология и движение русской интеллигенции во 2-й пол. XIX в., которое выражало интересы крестьян. Доктрины народничества при всех различиях сходны в главном — они являются отражением докапиталистических и догосударственных ценностей крестьянства: идеализация общины, неприятие капитализма, критика крепостничества, аполитизм, абсолютизация сильной личности. Самодержавие должно быть свергнуто путём народной революции. Вера в раскрывающиеся возможности народа, как только он станет свободным. Народничество — это разновидность крестьянской общинной социалистической утопии. Родоначальники — А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский; идеологи — М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачёв. Основные народнические организации 60-80-х годов: «ишутинцы», «чайковцы», «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел». Со второй пол. 80-х гг. растёт влияние либерального народничества — Н.К.Михайловский.

Негласный комитет (Интимный комитет) – неофициальный орган при императоре Александре I из его молодых друзей в составе: граф
В.П. Кочубей, племянник екатерининского дельца Безбородко Н.Н.Новосильцев, граф П.А. Строганов, князь Адам Чарторыйский.

Непременный совет – совещательный орган из представителей титулованной знати при императоре Александре I (1801 — 1810 гг.).

Нигилизм — отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Распространяется в кризисные эпохи. В России термин связывается с распространением романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862 г.). и публицистическими выступлениями Д.И.Писарева (1840 — 1868 гг.): » Вот ультиматум нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то и годится; что разрушится вдребезги — то хлам: во всяком случае бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть.»

Община– традиционная основная форма организации труда в русской деревне. В организационном плане — это один из трех главных институтов русской сельской жизни; легальное учреждение, связанное коллективным соглашением о распределении среди ее членов земли и налогов. В начале XX в. 77,2% сельских дворов в 50 европейских губерниях России было охвачено общиной. Идея общины как чего-то общего, коллективного, идет из глубины веков (этому в значительной мере способствовали природно-климатические условия Руси и России) и не изжила себя до настоящего времени. Она имела и противников (П.Столыпин считал общину главной причиной неудовлетворительного состояния сельского хозяйства в России), и сторонников (А.Герцен и Н.Чернышевский считали крестьянскую общину основой развития социалистических отношений в России). В советское время идея общинности нашла воплощение в колхозах (поменялась лишь идеологическая подкладка), в постсоветское время также популярна среди населения.

Обыватели – в России до 1917 г. официальное название сословия граждан. К обывателям относились почётные граждане, купечество, мещане, ремесленники.

Передвижники. Во 2-й четверти XIX в. начинается постепенное утверждение реализма во всех видах русского искусства. В живописи появляются картины на бытовые темы, которые не укладываются в строгие рамки, преписываемые Императорской Академией Художеств. В 1870 г. по инициативе И.Н.Крамского, Г.Г.Мясоедова, В.Г.Перова образовалось товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1871 г. они устроили 48 передвижных выставок по всей стране. Они ознакомили общество с русским искусством, сделали его доступным русской провинции. Сюжеты картин — современная русская жизнь, родная природа, история русского народа. ТПХВ стало символом искусства демократического, восприимчивого к новому. В его состав в разное время входили И.Репин, В.Суриков, В.Маковский, А.Саврасов, И.Шишкин, А. и В.Васнецовы, А.Куинджи, В.Поленов, Н.Ярошенко, И.Левитан, В.Серов. Важную роль в развитии художественной деятельности передвижников сыграл П.М.Третьяков, приобретая в свою галерею их полотна. ТПХВ распалась в 1923 г.

Податные сословия – в России XVIII-XIX вв. группа населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и др. натуральные повинности.

Подушная подать– в XVIII-XIX вв. основной прямой налог, облагались все мужчины («души») податных сословий.

Посадские люди – в России торгово-промышленное городское население.

Русский терроризм – его возникновение связано в России с социальными сдвигами, произошедшими в результате великих реформ 1860-х гг. Его стратегия сопряжена с тактическим многообразием форм и методов. Популярны идеи цареубийства, истребления «императорской» партии. Сочетался с макиавеллизмом и мистификацией. Политико-идеологическое обоснование относится к 1860-м гг.; как общественное явление сложился в 1870-е гг., когда теориря и практикаа терроризма стали политикой. Одной из особенностей русского терроризма было «женское лицо» – треть первого состава исполкома «Народной воли», известные террористки В.Засулич, С.Перовская, Д.Бриллиант и др. 1878-1882 гг. можно назвать «террористическим пятилетием». Наиболее известные террористические акты – покушение на Лорис-Меликова М.Т. в 1880 г., убийство Александра II в 1881 г., убийство Столыпина П.А.в 1911 г. В дальнейшем активно применялся партией эсеров.

«Священный Союз» – реакционный союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. В 1815 г. к нему присоединилась Франция и ряд европейских государств. Почин в заключении союза принадлежит Александру. Монархи обязались пребывать в вечном мире; “подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь”; управлять подданными, “как отцы семейств”; в политических отношениях руководствоваться заповедями любви, правды и мира. Однако, очень скоро союзники Александра воспользовались этим союзом в практических целях. Обязанность государей помогать друг другу была истолкована так, что государи должны вмешиваться во внутренние дела других государств и поддерживать в них законный порядок (особенно эту линию проводила австрийская дипломатия во главе с Меттернихом). Фактически это вылилось в подавление революционных и национально-освободительных движений. Священный Союз санкционировал вооруженную интервенцию и подавление австрийскими войсками революций в Неаполе (1820-1821 гг.), Пьемонте (1821 г.) и французскими войсками в Испании (1820-1823 гг.). Противоречия между Европейскими державами и развитие революционных движений расшатали Священный Союз, и в начале 30-х годов он фактически распался.

Сенат– в России в 1711 — 1917 гг. — Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору, учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. Состав его определялся лично императором из гражданских и военных чинов первых трех классов по Табели о рангах и возглавлялся генерал-прокурором. В Сенат по должности входили министры, их товарищи (заместители министров), обер-прокурор Синода. Состоял из 6 департаментов.

Синод – один из высших государственных органов в России 1721-1917 гг. Введенный Петром I вместо упраздненной должности патриарха, ведал делами православной церкви. Возглавлялся обер-прокурором, назначаемым царем. После 1917 г. — совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси.

Славянофильство – направление русской общественной мысли сер. XIX в. Основные черты:

1. Выступали за отличный от европейского путь развития России на основе ее самобытности.

2. Очищенное от крепостнического и чиновничьего “средостения” самодержавие наряду с православием и общинностью служило залогом русской самобытности.

3. Славянофилы были решительными противниками насилия не только по отношению к обществу, но и к монархической власти, ставя на одну доску и деспотизм Петра и западный конституционализм. Основные представители: И.С. и К.С.Аксаковы, А.И.Кошелев, И.В. и П.В.Киреевские, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков, В.А.Черкасский. Издания : “Русская беседа”, “Сельское благоустройство”. Однако, между славянофилами и западниками было много общего. Они были едины в критике николаевской системы, сочувствии к порабощенному классу, в отстаивании политических свобод. Общие черты в движении западников и славянофилов:

1. Находились в оппозиции к царской бюрократии.

2. Выражали общее стремление к ликвидации крепостного права, свободе совести, слова, гласности.

3. Основывали свои ожидания на преценденте русской истории (Московская Русь, Петровская Русь).

4. Видели в правительстве потенциального союзника, способного стать во главе преобразований.

5. Соприкасались с официальной идеологией.

Сословная структура русского общества – до реформ 1860-х годов население России делилось на сословия и носило ярко выраженный корпоративный характер. Сословия представляли собой замкнутые группы, которые обладали разными правами и обязанностями, имели разное юридическое положение. Сословная принадлежность передавалась по наследству, и переход из одного сословия в другое сословие был усложнен. В России существовали следующие сословия: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство, казачество. К концу XIX в. в новых экономических условиях происходит размывание сословий и формирование новых социальных групп.

Тяглые крестьяне – в Русском государстве XV — нач. XVIII вв. частновладельческие крестьяне, платившие государственные налоги и несшие государственные повинности. С 1722 г. — податное население.

Унификация – приведение чего-либо к единой норме, единой форме, к единообразию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *