Агрессия между детьми и родителями.

   Как возникает агрессия между детьми и родителями, как ее распознать?

   Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее насущных проблем как для родителей и педагогов, так и для общества в целом. Количество детей, склонных к частым припадкам гневливости, стремительно растет, и тема детской агрессивности на сегодняшний день как никогда актуальна!

Каков же он, агрессивный ребенок? Такие дети часто теряют над собой контроль, спорят со взрослыми. С ровесниками бывают грубы и безжалостны. Они не признают ошибок, а свою вину стараются переложить на других. Обычно агрессивные дети мстительны, завистливы, насторожены и подозрительны.

Агрессивный ребенок использует любую возможность толкнуть или ударить кого-то, что-то разрушить или поломать. Его поведение нередко носит провокационный характер: он готов разозлить маму, педагога или сверстников, чтобы вызвать ответную агрессивную реакцию. Задира не успокоится, пока взрослый «не взорвется», а окружающие дети не полезут в драку. Почему так происходит, как и откуда возникает агрессия? Причин может быть множество!

• ребенок стал жертвой физического насилия;

• если ребенок регулярно видит насилие на экране телевизора, в СМИ, в окружении (исследования показывают , что просмотр теленасилия вызывает агрессию , поэтому разумно сделать выводы о том, что дети , регулярно наблюдающие насилие на телеэкране , прибегают к насилию при взаимодействии с другими.)

• если родители употребляют наркотики и алкоголь;

• если в доме присутствует огнестрельное оружие;

• если семья переживает стрессовый период, находится на грани разрыва брака;

• если присутствовала мозговая травма.

— тяжелые роды

   Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

— стремление привлечь к себе внимание сверстников;

— стремление получить желанный результат;

— стремление быть главным;

— защита и месть;

— желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Маленькие дети довольно легко переходят от вербальной агрессии к физической, тем самым отличаясь от более старших детей.

Грамотные воспитатели, учителя и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.

Многие учёные считают , что в агрессивности есть и « определённые здоровые черты» , которые могут оказаться полезными для общественной жизни. Это настойчивость, инициатива, упорство. В достижение цели стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям .

   НАКАЗАНИЯ

 

Несмотря на то, что такой метод и приводит к мгновенному эффекту, само физическое наказание служит моделью , наглядно демонстрирующей , что физическая сила «срабатывает » как средство управления другими людьми. Шлёпая сына ,отец тем самым фактически говорит : « Самый лучший способ заставить людей делать то , что ты хочешь , или заставить их прекратить то , что ты не хочешь , — это достаточно сильно ударить их».

Не только грубые или агрессивные родительские реакции делают детей агрессивными , — когда родители всегда настаивают на своём , неотзывчивы и безразличны к эмоциональной жизни своих детей , то они более вероятно вырастут агрессивными.

В семьях с агрессивными детьми зачастую возникает порочный круг , при котором родители и дети агрессивно реагируют на нейтральное поведение и расширяют обмен агрессивными действиями. Если начинается обмен агрессивными реакциями , то и родители, и дети склонны разжигать конфликт , а не гасить его.

   Цели и причины агрессии у человека

1. Принуждение других к какому-либо поведению. Человек – существо очень умное и хитрое. Зачем что-то делать самому, если у тебя есть силы, чтобы заставить других “попотеть”?


2. Тяга к власти. Так уж повелось, что власти редко можно добиться мирным путем – всегда надо пройтись по головам и нанести кому-нибудь хоть легкие, да увечья. Те, у кого потребность во власти очень сильна, так и делают.


3. Стремление произвести определенное впечатление. При проявлении агрессии о человеке может сложиться разное впечатление: кто-то испугается, кто-то захочет помериться силами, а у кого-то возникнет потребность в мести.


4. Самооборона. Некоторые люди бывают очень и очень наглыми. Конечно, опускаться до их уровня может казаться глупым или не очень порядочным, но иногда это просто необходимо, иначе они вас просто “съедят”. В таких случаях агрессия выполняет функцию самообороны.

 

   Причины непонимания между детьми и родителями.

 

   Нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как «считывает» информацию с их жестов и интонации.

 

   Разрушение эмоциональных связей в семье

   К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту. В конце концов, ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях.

 

   Неуважение к личности ребенка.

   Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, — в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке.

 

   Чрезмерный контроль или полное отсутствие его

   Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового . Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.

 

   Избыток или недостаток внимания со стороны родителей

   Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Такое часто случается в семьях, где, как говорится «и мамки и няньки». Родители с пеленок приучают малыша к мысли, что он — небесное создание, которому все готовы служить. Только проснулся — вот тебе тапочки, чтобы ножки не застудить, только за игрушкой потянулся — держи, мы ее тебе в ручку вложим. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них.

Взрослое восприятие мира очень отличается от детского. То, что представляется нам пустяком, может показаться нашему ребенку катастрофой вселенского масштаба. Мы, взрослые, иногда смеемся над тем, что происходит в детских душах, не верим им, считаем, что они притворяются. В результате у ребенка может сложиться ощущение, или даже убеждение в том, что взрослые совершенно не способны его понять. Не способны понять — значит, не способны и помочь. Вокруг ребенка сгущается атмосфера одиночества и безысходности, он чувствует себя напуганным, незащищенным и беспомощным. И как результат — неадекватные, агрессивные реакции.

   Запрет на физическую активность

   Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Представьте, что живой и активный ребенок провел день со строгой няней. Его поведение жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то разрядку предстоит наблюдать вам, дорогие родители, а не удалившейся домой Фрекен Бок. Его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

 

   Отказ в праве на личную свободу

   Как только ребенок начинает осознавать свое «Я», он начинает делить мир на «своих» и «чужих», соответственно, и окружающие предметы очень четко разделяются им на свои и чужие. Начиная с этого момента, ему требуется свое место под солнцем и уверенность в неприкосновенности всего того, что принадлежит лично ему. Если у родителей есть возможность, нужно выделить ребенку отдельную комнату или отгородить его персональный уголок . Важно, чтобы родители никогда без спроса не брали вещи ребенка, так как его реакция на нарушение внешних и внутренних границ будет, достаточно бурной. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них.

 

   Подсознательное ожидание опасности

   Часто к психологам с просьбами о помощи обращаются родители малышей с чрезмерными проявлениями совершенно немотивированной агрессивности. В личных беседах с родителями этих детей выясняются общие для всех случаев факты. Чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение.

 

   Личный отрицательный опыт

   Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка.

Леша — мальчик из сложной семьи. Отец пьет и периодически становится буйным. Мать пребывает в раздражении и вечном страхе. С сыном оба родителя общаются по преимуществу посредством окриков и затрещин. В первый день своего пребывания в младшей группе детского сада Леша ударил другого ребенка. Казалось бы, совершенно немотивированно: тот подошел к нему с самыми добрыми намерениями, и только собрался было обнять нового друга, как неожиданно получил крепкий удар. Откуда ему было знать, что для Леши поднятая рядом с его лицом рука означает угрозу?

    Недовольство собой

   Еще одна причина агрессивности — недовольство собой. Часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования.

   Чувство вины

   Как ни странно, повышенную агрессивность могут проявлять и те дети, в которых не дремлет совесть. Почему? Потому что они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому, кого обидел?

   Чем же грозит в отношениях между детьми и родителями агрессия?

   Негативная реакция ведет к необратимым последствиям, и агрессия не стала исключением.

      

      Последствия:

 

отчуждение, неумение общаться и одиночество в коллективе (садик, школа, институт);

негативный пример для окружающих, проявление антисоциального поведения в коллективе;

проблемы с соблюдением норм и законов общества;

психологические трудности: страх, неуверенность, психоз, невроз;

отсутствие социального поведения в подростковом и взрослом возрасте;

потеря личности для общества;

Потеря контроля  над собой. 

 Неумение договариваться.

  Специально раздражают людей, с целью затеять конфликт

 Безответственность, обвинение  других в своих ошибках

 Зависть к чужим победам, мщение. 

Агрессивные дети могут объединяться, третируя остальных, что чревато формированием антисоциального поведения

Во взрослом возрасте такому человеку будет сложно строить отношения с другими людьми, например, он может бить жену, потому что, будучи мальчиком, он лупил кулачками маму, а она ничего не предпринимала, и эта модель поведения закрепилась для него как нормальная

Теряют качество отношений с родителями.

 

Как победить агрессию и вывести детско-родительские отношения к доверию?

   Своевременная профилактика и коррекция действий в детском возрасте станет гарантом успешности во взрослом мире. Прежде всего, родителям агрессивного ребенка следует самим научиться сдерживать негативные эмоции, чтобы он брал с вас пример. Независимо от того, сколько лет вашему ребенку, он подражает эмоциям и поведению тех, кто его окружает, в особенности родных. Контролируя свои негативные эмоции, родители показывают яркий пример совладения с собой и не подкрепляют своим негативом агрессию ребенка. 

чтобы устранить агрессивное поведение необходимо определить главную причину и базовые факторы — стимуляторы агрессии.

Затем научить родителей эффективным способам управлять поведением ребёнка, без малейшего намека на агрессию или наказания. Важно иметь позитивный контакт с ребёнком, поощрять хорошее поведение, а не сосредотачиваться только на сложных моментах воспитания.

В семье должны быть созданы и соблюдаться особые правила поведения, которые подходят для возраста ребёнка, разумны и осмысленны близким окружением. Родители должны научиться быть логичными в поведении и принятии решений. Сохранять умение владеть эмоциями в любых, даже самых неожиданных ситуациях.

Правила поведения для детей и взрослых

Прислушавшись к следующим советам, процесс воспитания вашего ребенка преобразуется новыми идеями и возможностями по разрешению конфликтных ситуаций.

 

Для родителей:

в случае нескольких детей в семье каждому уделить должное внимание;

наладить семейные отношения между всеми членами семьи;

зная, что будет агрессивное поведение после ваших слов или действий, по возможности исключить их;

установить наличие всех семейных проблем для их устранения;

при первых признаках агрессии перенаправить (отвлечь) ребенка в положительное русло;

при каждом конфликте в семье не боятся напоминать всем присутствующим, что на вас смотрит ребенок и копирует модель поведения;

не обзывать ребенка ни при каких обстоятельствах;

привить ребенку навыки общения со сверстниками;

если все в порядке, а поведение ребенка остается агрессивным, обратиться за помощью к специалистам (психологу, невропатологу);

агрессивные меры воспитания (угол, на колени, шлепки) приводят к такому же ответу;

не сравнивать свое чадо с лучшими детьми;

не употреблять слово «плохой», не занижать детскую самооценку;

любить дитя, несмотря на его поведение, и каждый раз демонстрировать ему свое отношение;

не разрешать непоседе направлять в человека или животного детским оружием, даже в игре.


   Разговаривайте, объясняйте все мотивы и следствия поведения, уговаривайте и договаривайтесь с ним. Ребенок также научится обговаривать с вами свое негодование и чувство, будет выражать словами свои эмоции.

Внимание. Никогда не ругайте ребенка при людно, исключительно наедине. Агрессивное поведение ребенка, ее причины и последствия можно предупредить, если вы будете регулярно хвалить ребенка.

Коррекционные занятия с детьми заключаются в проигрывании конфликтной ситуации как театральное представление; в обучении ругаться и кричать в приемлемой для общества форме; в помощи в общении с окружающими людьми; в умении совладать со своими эмоциями.

   Широко распространено понятие агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии не должны считаться только негативом. У каждой медали есть две стороны, в агрессивном поведении есть и хорошая сторона. Направьте детскую агрессию на достижение целей, преодоление трудностей, завоевания и объединения коллектива, самовыражения в социуме.

 

 

 

?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *